Хроника спасательной операции «Первый снег».

 

            Утро воскресенья 25го октября. За прошедшую ночь насыпал первый снег. Его было столько много, что почти полчаса откапывал машину. Оделся попроще (планировал попасть в гараж), и выдвинулся в Академ, там часа три махаю лопатой, помогаю отцу в дворницкой работе, устал. Там меня настиг звонок Васи. Так и эдак, люди просят помощи, застряли на Пихтовом, поехали спасать? Согласился, почти не раздумывая. Может и зря, еще свежи впечатления от кошмара 2х летней давности, когда в такую же погоду мы поехали штурмовать Пихтовый. Тогда мы с большим трудом и с поломками вернулись назад, переночевав под снегом. Сейчас в такую же беду попали и четверо ребят. Так же дорога домой оказалась отрезана, но на этот раз гораздо бОльшим количеством снега, выпавшим на еще не замерзшую и от того более раскисшую грязь. Для их неподготовленных машин (УАЗ и Нива) такие условия – непосильная задача. Плюс ко всему их машины нуждались в ремонте: у Нивы забарахлил карбюратор, а УАЗ с уже трудом заводился на сдыхающем аккумуляторе и отказало сцепление...  За помощью парни вышли на одну из вершин, где есть сотовая связь.

И вот, получив сигнал SOS, мы в дороге. Едем двумя машинами. Паджеро и Нива. Последняя вызвала у меня недоумение и ухмылки. Одна Нива уже кукует под Пихтовым, ну куда лезет еще одна? Мы же с ней потеряем много времени! Но грядущие события заставят полностью сменить моё мнение на обратное. Мы на нее все еще будем молиться …

Дорога, даже на трассе, не радовала. Идем на 50-60 км в час, быстрее – нещадно таскает по спрессованным снежным переметам. Сверху уже чуть подтаяло, что многократно добавило скользкости. Идет мокрый снег. Да, хорошенькое начало.. Часам к двум дня мы свернули за Лебедево с трассы. Спустили шины, я переобулся в болотники. Далее идем по едва угадывающейся колее, засыпанной 20ти сантиметровым снегом. А снег-то всё идет, не переставая!

 

 

 

 

Красная Нива, на удивление, бодро скачет по колее, да так, что мы на Паджеро за ней не поспеваем. Пару раз осаживаем Андрея по рации, и это не помогает! Обидно, но не правильно терять друг-друга из вида, да и поберег бы он свою Ниву, ведь всё только начинается. Только потом я понял причину такого поведения, и я бы, наверное, на его месте поступал бы так же …

У нас есть точка по GPS, где кукуют ребята, поэтому без труда выдерживаем верный курс. Точка в 20 км от трассы, их мы не без труда проходим за 4 часа. Снег засыпал незамерзшие еще гОвны, самое пакостное сочетание! Под снегом не видно засады, идем напролом, рискуем. Пару раз засела-таки Нива, пару раз - Паджера. Но ничего, выдергиваемся друг за друга, едем дальше. Потихоньку начинает темнеть (на час раньше, ведь ночью был перевод на зимнее время!). Снег не прекращается., валит, цуко. Судьбой готовится нам уникальный, жесточайший замес…

 

 

 

 

 

Остается пройти около километра до точки. Спускаемся в долину речки Еловки. Вот подходим к знаменитым «буграм». Расфаченное на Салаирском рубилове место в лощинке речки – притока Еловки. Выезд и съезд в речку с большой крутизной, и между ними всего пара метров! Получилась этакая канава полутораметровой глубины, почти доверху занесенная снегом! Не доезжая этой канавы, красная Нива мордой и правым боком сваливается в нехилую яму с жижей, едва угадывавшейся под нетронутым снегом. Цепляем сзади длинную стропу. Дергаем Ниву Паджерой назад. Ноль! Даже не шелохнулась! Дело даже не в том, что Нива крепко села, а в том, что Паджера буксовала на укатанном снегу как по льду. Резина, хорошая летом в грязи, тут в снегу оказалась никакой! Первый тревожный звоночек! Может дело было в высокой влажности в воздухе долины, куда мы спустились. Это обстоятельство еще отнимет у нас силы в многочасовой борьбе… Но, вернемся к Ниве. Выдергиваем ее с большого разгона. С пятого и чудовищного рывка японокитайца, Нива выскакивает из жижы. Расцепляемся.

 

 

 

Нива обходит стороной жижу и почти сразу без расчета ныряет мордой в канаву, слетает в сторону и хлестко с ходу ударяется о противоположную сторону канавы. Снег смягчил удар, ну хоть какая-то от него сегодня польза… Теперь длины стропы не хватает, да и не получится так ювелирно дернуть, чтобы Нива после рывка не улетела назад в жижу, в которой она только что сидела. Бешено фрезеруя колесами снег и грязь, Нива на лебедке Паджеры потихоньку вылезает назад. Расцепляемся. Тщательно выверяем траекторию перед второй попыткой. Почти без вариантов, но Нива должна пройти первой, так как Паджере лебедиться впереди не за что. Я отруливаю Ниву спереди. Руль влево, еще чуть, еще.. Все напряженно наблюдают, понимая серьезность момента. Всё, наконец, отпрыгиваю в сугроб, и Нива ходом стартует в канаву.. Взвизгнув высокими оборотами на понижайке, Нива почти без труда выскакивает на противоположный берег! Отлегло! Следом проходит Паджера не без помощи Нивы… Вот и пройдена последняя засада перед точкой, а ведь тут, говорят, многие сидели на прошлом Салаирском рубилове. Дальше должно быть намного проще, самое ужасное уже позади, изучено и на раз проходибельно. Как мы заблуждались..

 

 

 

Спускаемся дальше, и за очередным поворотом видим не вдалеке свет фар на пригорке. Всё, мы нашли их! Но что-то тут не так.. Обе их машины (УАЗ и белая Нива) тарахтят на пригорке, мы тоже на пригорке, нас разделяет 20ти метровая лужа в низине, следов колес к ней не видим… Ожидаемой бури радости у спасаемых тоже не вижу.. Мы то ожидали увидеть засаженный по уши обе машины…Потом понял, в чем дело.. Скорее всего, это упадок духа. Ребята, совсем молодые, уже больше суток в пути, пережили непростую ночь. И вызвать помощь, даже не попробовав преодолеть лужу, это, конечно, не совсем понятно, но всё же объяснимо. К тому же у них заканчивался бензин, давно закончились сигареты, начали ломаться машины. Да, похоже, мы вовремя!

Вместе почти молча перекусили на капоте красной Нивы. Девять человек сточили почти все запасы еды за считанные минуты, перекурили. Но надо выбираться отсюда. Запускаем УАЗ в лужу. С фирменным ревом на понижайке УАЗ проходит почти всю лужу и зарывается мордой в коктейле из грязи, воды и снега. Дергаем Паджерой. Безуспешно. Нивой так же. Колеса тягачей беспомощно скользят на подъеме пригорка. Расцепляемся. Нива и Паджера сами с трудом отъезжают даже без балласта, о вытягивании буксиром не может быть и речи. Нужна лебедка Паджеры. И тут происходит самое паршивое, что только могло произойти! Разворачиваясь перед выставлением Паджеры для лебедения, у нее срезает хаб на левом переднем колесе. Шрус с треском проворачивается в неподвижном колесе, колесо не гребет, а значит из-за дифференциала не гребет и правое переднее колесо. Всё! Приплыли! Паджера стал недоприводной, гребет только задний мост. Но, если на полном приводе Паджера на скользком снегу сама себя перемещает с трудом, то на одном заднем приводе Паджера почти (на 95%) недвижимость! У нас с Васей шок! Что называется, допи#$елись в дороге о преимуществах мостовой схемы перед шрусовой.. И так, что делать?  Задача – перетащить УАЗик и белую Ниву  ребят на нашу сторону через эту лужу. Лебедкой? Но Паджера недвижима. Цепляем к Паджере Красную Ниву. Выставляем за пригорок уже несамоходную Паджеру с лебедкой. Потихоньку вытаскиваем  УАЗ. Тащить далеко и тяжко. Слышу потрескивание перегруженной стропы. Только бы лебедка сдюжила, не долго ж ей осталось жить… Следом по следам УАЗика в лужу стартует белая Нива. Вытаскиваем лебедкой Паджеры и ее.

 

 

И тут нас настигает очередной удар – после лужи белая Нива глохнет и отказывается заводиться! Залипли пятаки в стартере! Пробуем завезти на буксире. Тщетно! Присмотревшись в уже наступившей темноте, мы замечаем, что у белой Нивы не крутятся передние колеса! Капец, этого еще не хватало! Джечим Ниву, снимаем наугад одно из передних ее колес. Видим на месте переднего суппорта и тормозного диска огромный ком льда, перемешанного с грязью и травой! Полчаса отбивали, отковыривали отвертками намерзшую грязь. Готово.

 

 

 

Опять сцепляем стропой обе Нивы. Белая по-прежнему не заводится, хотя все ее колеса уже крутятся! Подумываем уже бросить белую Ниву здесь, как она, испугавшись и одумавшись, случайно заводится со стартера!.. Только не глохни, блин! Пока пробовали растолкать Ниву на буксире,  тандем из двух Нив уехал далеко от УАЗика и Паджеры. Возвращаемся к УАЗу, пробуем его развернуть на нужный курс руками. Бесполезно. Его колеса беспомощно скользят по укатанному снегу на ровном месте. Пригляделся к протектору: между шашечками протектора лед заподлицо с самими шашечками – грести нечем. Пока пробовали развернуть УАЗ, он сваливается по уклону площадки вниз в целинный снег. Всё, дальше мы бессильны. Ждем красную Ниву.. Вот в полной темноте показались огни ее люстры (люстра красной Нивы – это отдельная тема, под конец поездки огни ее люстры в темноте сквозь снежную пургу воспринимались нами уже как божественный свет спасения). Для вытаскивания УАЗа мешает сломанная Паджера. Буксиром Андрей утаскивает ее к белой Ниве. Сильно рискуя, обходя по насту сломанную Паджеру и белую Ниву, возвращается к УАЗу. Мы все, как муравьи в кол-ве 7ми человек, бегаем в полной темноте от пятачка с Паджерой и белой Нивой к пятачку с УАЗом и обратно (между ними метров двести)… УАЗ сидит крепко. Красная Нива тщетно пытается сдернуть его с места. Но весовые категории неравны, да еще очень и очень скользко, Нива сама буксует. Пробуем и так, и эдак. Дергаем УАЗ Нивой с разных ракурсов. Нива, только держись, не ломайся.. Наконец, УАЗик зашевелился и через какое-то время встал на нужный курс. Я глянул на часы. Время 9 вечера! С момента нашей встречи и запуска УАЗа в лужу прошло уже 3 часа! Мы не прошли ни метра из нужных 25км до трассы! Снег продолжает валить, более того, когда мы уже думали, что сильнее снегопада уже просто быть не может, как он всё наращивал свою силу! После того, как все машин развернули на нужный курс, парни облегченно вздохнули, что всё, теперь скоро будем дома…  Жестко их обламываем, чтобы не расслаблялись. С такими покалеченными машинами всё только начинается! Надежда на лебедку Паджеры и на Красную Ниву!

Дальше наш путь шел к «буграм». Это там, где та самая полутораметровая канава. С большим трудом доезжаем до нее. Красная Нива утаскивает к ней сначала УАЗ, потом белую Ниву, потом Паджеру. Капец, детские ясли на веревочке.. Выход из канавы в обратную сторону попроще, поэтому красная Нива без особых проблем перескакивается на противоположную сторону. Стратегически следующий черед Паджеры. На буксире сталкиваем ее в канаву. Готово. Ни о буксире, ни о собственных силах по вылезанию из канавы не может быть и речи. Разматываем лебедку, цепляемся за дерево в 20ти метрах от нас. Вылазием. Далеко не отъезжаем, так как сзади УАЗ и белая Нива. Запускаем в канаву УАЗ. Как и положено, он ткнулся  бампером в наш берег, подпрыгнул и повис брюхом на перегибе. Думаем как лебедить УАЗ. Лебедка-то спереди Паджеры, а УАЗ сзади ее. Долго ломать голову не пришлось, как при разматывании затихла лебедка, то есть умерла! Мы в отчаянии бросились оживлять лебедку, что только с ней не делали. Ведь именно на лебедку была последняя надежда! Пробовали обстучать ее, переткнуть разъем.. Бестолку! Вот теперь точно жопа! Опять же в отчаянии пытаемся починить передний привод Паджеры. Снимаем сорванный хаб, осматриваем. На нем сорваны шлицы. Есть шанс перевернуть его, может поможет. Переворачиваем, прикручиваем. Пробуем тронуться с места. Колесо начинает прокручиваться! Ура! Починили?! Но в следующую секунду раздается хруст, колесо замирает, а привод опять начинает с треском прокручиваться в хабе! Блин! Думаем забить мелкие гвоздики между шлицами хаба и привода. Гвоздиков ни у кого нету.. Последний шанс – поменять хабы с левого и правого колеса местами. Меняем. Тот же ненавистный хруст. Только время потеряли…  Жаль, что нет сварочного аппарата с собой..

Складывалась очень нерадостная перспектива. Неподвижная Паджера со сгоревшей лебедкой, за ней из канавы торчит заглохший УАЗ, за ним ждет своей очереди белая Нива с проходимостью еще хуже, чем у УАЗа. Плюс время скоро полночь, темнота хоть глаз выколи, продолжает валить снег. У меня с ноги слез носок и теперь шлепаю в болотнике голой ногой, нет пока возможности поправить. В сами болотники насыпался снег, растаял и ноги начинают адски мерзнуть. Стук зубов от холода уже не прекращается! А согреться, в принципе-то, и не где. Еще пару раз попал под мощный фонтан воды из под колес, когда выталкивал машины вместе с остальными. Перед матерчатой куртки хоть отжимай.

 

 

 

 

 

 

Далее случилось маленькое чудо. То ли оттаяли шины УАЗика, то ли резко поднялось мастерство его водителя, но УАЗик ПОЕХАЛ! Естественно, не так, как красная Нива, но УАЗ стал уже передвигаться сам, местами поддергивая белую Ниву. Именно благодаря этому УАЗик с небольшой помощью красный Нивы вышел практически сам и вытащил белую Ниву, плюхнувшуюся в канаву после УАЗика. Таким образом, машины разбились на пары: впереди красная Нива с Паджерой на буксире, сзади УАЗик с белой Нивой.

Красной Ниве было крайне тяжело, так как дорога шла непрерывно в гору и, чтобы хотя бы тронуться с места с Паджерой на хвосте, Нива должна была два-три раза мощно дернуть сходу, рискуя свалится из колеи. Постоянно расцепляемся с ней, так как с Паджерой на буксире она не могла пробить колею через уже офигенно глубокий снег. Кроме того, каждые полкилометра красная Нива расцеплялась с Паджерой, обходила ее по неизвестной обочине, продергивала застрявшие УАЗ и белую Ниву, возвращалась обратно перед Паджерой, брала ее на буксир, и так бесчисленное количество раз! Чтобы окончательно не замерзнуть, я забирался в Паджеру погреться, но облегчения не наступало. Приходилось через не могу вылазить на улицу и ходить-ходить-ходить, чтобы хоть как-то согреться. Тем более что Вася все чаще выключал двигатель Паджеры, так как заканчивался бензин!!! (бак дырявый, больше половины бака не заправляем), и салон машины постепенно промерзал. Силы постепенно покидали, и не хотелось думать, что будет дальше. По поводу бензина: его у белой Нивы и у УАЗа оставалось на 5-10 км, а нам до трассы еще 20 км. Нива его расходовала очень быстро, так как ее нельзя было глушить (иначе не завелась бы, стартера-то нет!!) и она тарахтела с вытащенным подсосом карбюратора на 1500-1700 оборотах, а на более низких оборотах начинала глохнуть. Мы сильно лоханулись, что недооценили сложность спасательной поездки и не взяли с собой запас бензина в канистрах..  Так же не взяли запас теплой одежды, ни спальников, ни палаток.. Капец, короче!

А дальше случилось то, чего мы все опасались – красная Нива, наша единственная надежда, слетела по поперечному уклону дороги вниз и накрепко увязла в снежной целине справа от дороги. Я в болотниках залез позади Нивы и провалился в снег по пояс! Просто ппц сколько навалило снега! Днем слой снега не превышал 15-20см.. Пробуем на руках вытащить Ниву обратно на дорогу. Тщетно, с каждым рывком Нива всё дальше сваливается с дороги в целину. Пробуем УАЗиком. Он обходит Паджеру слева, сильно рискуя свалиться на нее же по тому же уклону дороги. Страхуем между ними руками, что небезопасно… Вообще, я был очень удивлен, что за эту поездку никого не придавило и не переехало. Народу много, путаются под ногами друг у друга, все уже выдохлись и не способны достаточно резко отпрыгнуть в сторону в случае чего, плюс ошалевшие водители, не видящие что творится сзади их машин, когда сдавали назад. Было много ситуаций, когда те, кто толкали сзади, не понимали замысла водителя, неожиданно включавшего задний ход, в последнее мгновение отпрыгивали в сторону, спотыкаясь в глубоком снегу и вытаскивая за шкирку неуспевающих отскочить. Очень-очень повезло, что обошлось без несчастных случаев... Но вернемся к увязшей красной Ниве. Пробуем ее дернуть назад УАЗом, но он сам начинает сваливаться туда же, где и Нива. Достаем длинную стропу, угоняем УАЗ назад. Дергаем. Нива идет назад, но продолжает смещаться по уклону дальше вниз с дороги. Ладно, выбора нет. Продолжаем тянуть ее назад до тех пор, пока она не зацепится за что-нибудь под снегом и не выпрыгнет обратно на дорогу. Метров через 50 сиё и произошло. Ура! Нива снова в строю! Теперь идем тщательно изучать место, где свалилась с дороги Нива. Да, большой риск повторения ситуации, так как левее и выше участок не объехать из-за дерева. Решаем осторожно прокатывать машины поверху, страхуя их справа всеми силами 7-8ми человек. Упрашиваю всех выйти из машин и помочь, иначе в случае сваливания любой из машин можем остаться тут надолго. Эти доводы оказались действенны и все дружно подпирают плечами машины с правых бортов. На удивление, никто не свалился, даже Паджера на буксире.

Идем дальше. Красная Нива впереди, на буксире за ней Паджера, далее всё так же УАЗ и белая Нива. То одна, то другая машина застревают в глубокой колее, приходится красной Ниве расцепляться с Паджерой, объезжать ее по целине и продергивать застрявших. Само собой, помощь Нивы приходила после всех наших попыток на руках вынести застрявшее авто. Напрягались все, кто толкал, выбивались из сил до тех пор, пока к нам не приближался «божественный свет» люстры красной Нивы, спешащей к нам на помощь. Каждый километр нам давался не менее чем за час, уже глубокая ночь (часа 2-3 ночи), снег уже не так сильно валит и вскоре на небе появились просто невероятные звезды, предвещая о надвигающемся морозе. И действительно, вскоре стало ощутимо холодать. Холод пробирался под мокрую куртку, перчатки мокрые хоть отжимай, а ног уже давно не чувствую от холода. Всё чаще присаживаюсь в машины погреться, пока они стоят.

Далее произошло то, что было закономерно. Два балласта, в лице Паджеры и белой Нивы, бросаем в лесу недалеко друг от друга. От красной Нивы, тягача Паджеры, уже попахивает жженым сцеплением, и в одном из сугробов она не может вытащить Паджеру, сколько ни дергала с разгона, – не те весовые категории! Прискорбно оставлять, бросать боевого коня, прошедшего Алтай, Тыву, Монголию и еще десятки других памятных нам мест, бросать на произвол судьбы. Не исключено, что до весны..  Но, блин, выбор был реальным, либо остаемся здесь с крайне мрачными перспективами и серьезными последствиями для здоровья и может для жизни, либо без балласта пробиваемся дальше на оставшихся в строю машинах. Я не драматизирую ситуацию, так как не грелся водкой и полностью осознавал происходящее. В общем, молча собрали самое необходимое и перегрузились в УАЗик. Следом за Паджерой замолчала белая Нива – кончился-таки бензин. Радует, что тут обошлось без истерик, с пониманием ситуации, молча перегрузили вещи с белой Нивы в УАЗик.

Идем двумя машинами. У УАЗика бензин должен был давно уже закончиться, чего ждем с неподдельным ужасом. Потому что в УАЗике 5 человек, в Ниве – 4. До трассы более 15км. Пешком ночью (кстати без фонариков, не считая двух мелких) по такому снегу с водой, почти не реально. И кто на трассе подберет людей ночью? Я упал на заднее сидение красной Нивы, наконец-то поправил сползший носок. Замерз так, что мутнеет сознание. Постепенно отогреваюсь. Сзади Нивы все увереннее и увереннее идет УАЗ. Начинаю понимать, почему Андрей (водитель этой красной Нивы) поначалу ускакивал от нас на пути к точке. Если езда в Паджере по бездорожью – это флегматичное покачивание на неровностях под негромкое бубнение двигателя, то езда в Ниве – это езда ходом, летая по всему салону на кочках. Но самое впечатляющее, задающее дьявольский антураж – это звук двигателя, коробки передач и раздатки! Шум, начиная от низкочастотного гула до визга, при стрелке тахометра, пляшущей до 6ти тысяч оборотов, подгоняет вперед, задает ни с чем не сравнимый настрой: раз лужа, два засада, третья, четвертая, только не останавливаться, вперед, только вперед! В передышках между длинными цепочками засад останавливаемся, переводим дух и оглядываемся назад – далеко сзади фарами маячит на кочках УАЗ, как днем, наверное, Паджера, откуда мы по рации ругались, чтобы Нива так далеко не ускакивала вперед. Ну не реально ехать в таком медленном темпе! В Ниве наступает какое-то измененное сознание, что ли..  Я не знаю как верно это описать.. Но всем рекомендую, выброс адреналина обеспечен! :)

А сзади УАЗ продолжает прогрессировать, показывать чудеса проходимости. Иногда от сложности засад покрепче за что-нибудь ухватываюсь и закрываю глаза. Вот сейчас и сядем! Но нет, чудесным образом продираемся! Ждем УАЗ, он то точно тут сядет! Смотрим назад. Невероятно, но и УАЗ проехал! Я не преувеличиваю, местами засады были такие, что в здравом уме никто бы в них не полез! Но у нас-то не было выбора… Судьба в эту поездку нас, конечно, хлестанула как надо, но было в ту ночь полно и необъяснимых чудес. Всё же мысль материальна! Очень хотелось на трассу, а значит и домой... Но не обошлось без засаживаний машин. Все выходим и как один дружно выпинываем машины из очередной засады. Делаем всё машинально, сбиваемся со счета, сколько таких было засад. Они просто непрерывны и бесконечны!

Светает. Небо чистое. Мороз градусов 5-10. До трассы километров 10, с нашим темпом – просто дохрена! Вдруг красная Нива неожиданно глохнет, погасает всё электрооборудование, стартер не крутит. Ппц, приехали… Клемма? Так и не понял что было, подправили, завелись, едем дальше. Едем долго, периодически отключаюсь, на кочках включаюсь обратно. Очень сложная, невероятно сложная выдалась ночь. Еще и спал прошлой ночью два-три часа…

Появилась сотовая связь, значит через пару километров трасса. Неужели выбрались? Уже совсем светло, ждем подотставший УАЗ. Через пару минут нас догоняет какой-то УАЗ, белый какой-то, охотники? Нет, глюк просто, это наш заиндевевший УАЗ.. До трассы 100 метров. УАЗ останавливается и глохнет. Всё, кончился бензин.. Заправка через 300 метров. Выделяем с Нивы полторашку бензина. Заводим. Не заводится УАЗ, сдох-таки аккумулятор.. Я не удивился бы, если бы наши машины просто рассыпались у трассы, как бывает в фильмах.. Цепляем трос, заводим УАЗ. Доезжаем до заправки. Время 9 утра. Всё, самое страшное позади. Отрубаюсь..

 

 

 

 

В 11 мы в Академе. Пересаживаюсь на Демона и еду на работу. Ужасный рабочий день, считаю каждую минуту до его конца. Вечером доползаю до Кольцово, с порога дома сразу спать не раздеваясь..

 

Эпилог.

Через сутки была организована спасательная экспедиция для вызволения двух оставшихся машин. Полегче прошло, так как всё гамно подмерзло. Совсем чуть – чуть не доезжая до пятачка с двумя брошенными машинами, у одной из машин, спасающей машины спасателей, срезает на переднем колесе хаб… Заколдованное, блин, место! Так недалеко и до спасательной экспедиции, организованной для спасения предыдущей спасательной экспедиции. Но обошлось, все машины вытащены, люди дома…

 

 

 

 

 

Послесловие:

Пусть этот отчет будет уроком всем, отправляющимся покорять внедорожье не в сезон. Может не обойтись так, в целом, удачно, как приключилось с нами


(с)2009 magik

На главную